Краткая история развития Ярославской перевалочной нефтебазы

Как только была освоена перевозка нефтепродуктов наливом в баржах, возникла экономическая необходимость перевозки их по реке Волге более дешевым транспортом из Баку поближе к промышленным центрам России. В конце прошлого столетия на берегах Волги начали возникать нефтесклады, в задачу которых входила приемка нефтепродуктов их барж и отправка по железной дороге в промышленные центры.

Поскольку необходим был запас нефтепродуктов на межнавигационный зимний период, когда расход был небольшим - на нефтескладах построили крупную резервуарную емкость и нефтеямы.

В Ярославле нефтесклады разместились ниже города, на правом низком болотистом берегу Волги от села Дядьково вниз по течению.

Всего до Революции был построен 71 резервуар общей емкостью 260 000 куб. м.  Одновременно с резервуарами производилось строительство нефтеям, которых было 10 общей емкостью 275 000 куб. м.

Максимальный грузооборот всех складов составлял в то время около 400 000 тонн в год. Максимальный диаметр трубопроводов был 8 дюймов, а в большинстве 6 и 4 дюйма. Котлы для разогрева мазута устанавливались маломощные. Насосное хозяйство состояло из паровых одноцилиндровых насосов производительностью в 40-50 куб. м. в час.

Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны и бочки были примитивны и никакого технического оснащения не применялось.Существовали ручные бондарные мастерские для ремонта бочкотары.

В период с 1917 года по 1941 год одной из первых хозяйственных организаций был "Нефтесиндикат". Он ведал всеми без исключения предприятиями и организациями, имеющими отношения к нефти: разведка, добыча, переработка, реализация.

в 1925 году  - реконструкция и укреплекние нефтебазы, которые позволили создать предприятие, подчиняющееся единому руководству и планированию.

В результате реконструкции нефтебаза стала состоять из 4 складов, построен первый в СССР масляный барак по разливу в мелкую тару масел, построена мощная трансформаторная подстанция, станция питьевого водопровода на артезианской скважине, отдельные сливо-наливные железнодорожные стояки, на трех складах были построены сливо-наливные железнодорожные эстакады. Это была первая реконструкция Ярославской нефтебазы, которая полностью была завершена в 1940 году.

 Деятельность нефтебазы в период Великой Отечественной Войны определялась не потребностями планомерно-развивающегося хозяйства, а потребностями фронта, наличием нефтепродуктов, которое распределялось в строго централизованном порядке. В этот период нефтебазу характеризовал не рост товарооборота, не издержки обращения или производительность труда, а своевременное и качественное выполнение заданий вышестоящих инстанций удовлетворение нужд фронта и тыла.

Послевоенный период характеризует бурное развитие нефтяной промышленности, по сравнению с 1940-ым годом добыча нефти увеличилась в 8,5 раза и составила 265 млн. тонн.

Всвязи с ростом и усложнением техники, к нефтепродуктам предъявляются новые повышенные требования, как по сортности, так и по качеству, и не случайно, большое внимание уделялось развитию технического оснащения нефтебазы. Одна из самых крупных нефтебаз - Ярославская, находилась в то время в стадии коренной реконструкции. В течение этого периода произошло изменение не только в количественном, но и в качественном составе нефтепродуктов, перерабатываемых нефтебазой.

В конце 1965 года была успешно запущена в эксплуатацию установка по регенерации масел производительностью 1000 тонн масел в год.

Одновременно с развитием нефтебазового хозяйства, производилась замена устаревшего оборудования на новое высокопроизводительное, оснащение его КИП и автоматикой.

Третий этап технического перевооружения нефтебазы происходил с 1990-го по 1994-й год.

В результате работ, произведенных за счет средств капитального строительства, резко возросла техническая оснащенность нефтебазы.

Резервуарный парк увеличился до 300 000 куб. м., произведена замена насосных станций на более мощные (до 1 000 куб. в час), что позволило сократить налив и слив нефтепродуктов по времени и значительно увеличить масштабы перевалки.

В настоящее время Ярославская нефтебаза ООО «Спецторг Плюс» располагает мощным резервуарным парком хранения масел, мазута и светлых нефтепродуктов, имеет свои очистные сооружения, противопожарный водопровод, на котором установлено 98 противопожарных гидрантов.

Сегодня нефтебаза ООО «Спецторг Плюс» способна осуществлять перевалку нефтепродуктов до 1,5 млн. тонн светлых и до 2 млн. тонн темных нефтепродуктов в год, отгрузку мазута в автомобильный транспорт до 800 тонн в сутки.